Здесь я дам ответы на часто задаваемые мне вопросы.
Версия от 06.09.2024
2. ИЗУЧЕНИЕ ЯЗЫКОВ, ПИСЬМЕННОСТЬ, ЛИНГВИСТИКА
4. СЛАВИСТИКА
5. МОЙ КОНТЕНТ, МОЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Также посмотрите каталог моих видео, лекций, эфиров, статей, которые рассортированы по темам. Возможно, я уже где-то рассказывал о том, что вы хотите узнать.
1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ
1.1. — Как правильно: *так-то* или *сяк-то*?
— На такие вопросы я не отвечаю. Почему — см. памятку о прескриптивизме.
Статистическое распределение языковых вариантов с примерами употребления можно посмотреть в Рускорпоре и в Гугл-н-граммах.
1.2. — Откуда происходит слово Х? Правда ли, что слово Х родственно слову Y / что слово Х происходит от Y?
— Я не ходячий словарь. Вы можете посмотреть всё сами.
Для русского языка смотрите в русский Викисловарь или агрегатор этимологических словарей Lexicography Online.
Для остальных языков — в английский Викисловарь.
Также английский подойдёт, если нужно найти более глубокую, праславянскую или праиндоевропейскую, этимологию русского слова.
Для польских слов советую словарь Борыся. Сетевые словари для польского все неполны.
1.3. — Сколько языков ты знаешь?
— Три: русский, польский, английский.
Само собой, также владею языковым континуумом древних славянских книжных языков. Это моя специальность.
Вообще говоря, в иностранных языках в последние годы упражняюсь редко, навык проседает. Так что и английский с польским у меня ныне «не ахти».
Суть языки, о «знании» коих я бы говорить не дерзнул, но которые важны для разных обстоятельств или периодов моей жизни.
Год в гимназии и три в университете я изучал французский. На то время пришлось моё увлечение французской музыкой и кино 60-х годов. Тогда я неплохо владел языком. Но с 2019 с ним почти не взаимодействую. Всё забывается.
Никогда нарочно не учил, но понимаю и немого говорю, пишу по-украински и белорусски. На этих языках часто общаются в моём чате. Иногда отвечаю на этих же языках.
Немного владею латышским языком: то был изыск своих балто-славянских штудий университетской поры. Также тому пособили некоторые семейные обстоятельства.
В гимназические годы также приложил руку к и достиг заметных успехов в латыни, древнегреческом, древнеисландском, венгерском. Отсылаю к своему рассказу о них в автобиографическом ролике.
1.4. — Кого из других авторов контента по лингвистике ты мог бы посоветовать?
• Slaweniska dela (на разных языках, в основном на русском):
словенско-хорватский лингвист и полиглот, мой друг Антон Лисьяк и его русская жена.
Видео о языковых реконструкциях, отдельных славянских языках, истории славян, об изучении языков.
• Skjold Skefsson:
филолог-германист.
Видео об истории английского языка, о германистике, об английском языке, о германской мифологии, о древнегерманской литературе, разборы лингвофрических мифов (2014–2022).
• Alexei Belov:
филолог-классик, мой преподаватель в МГУ по истории языкознания. Записи онлайн-лекций на эти же темы.
• Virginia Bēowulf:
лингвист-германист. Видео об английском языке с т. з. языковеда.
• Павел Гум:
лингвист. Ролики и об этимологии слов и о грамматических категориях.
• Энциклоп:
полиглот-любитель. Видео с историей народов мира и лингвистически-практическим обзором их языков.
• Георгий Милин:
мой некогда просто подписчик, ныне друг. Видео о славянском историческом языкознании.
• Дух слова:
канал моего друга и подписчика Тимофея, студента востоковедения ВШЭ. Видео и подкасты о достаточно редких историко-филологических сюжетах.
• Инстаграм «Истоки слова» и Телеграм-канал «Восстание редуцированных»:
ведёт филолог Светлана Гурьянова. Публикации о прошлом и настоящем русского и других языков, борьба с прескриптивизмом в отечественной филологической среде.
• Simon Roper (на английском):
канал об истории английского языка, о древнеанглийском.
• Xidnaf (на английском):
видео на любые лингвистические темы под слайды, нарисованные в Пеинте.
• Jackson Crawford (на английском):
преподаватель исландского языка из Калифорнии. Видео об исландском языке и общая германистика.
• Ecolinguist (на английском и других языках):
польский блогер приглашает людей из разных стран побеседовать на своём родном языке и наблюдает, насколько они понимают друг друга.
• Linguisticae (на французском):
видео на любые «хайповые» лингвотемы, видео о французском языке и его истории.
Из лекторов советую Андрея Анатольевича Зализняка (ум. в 2017), Алексея Алексеевича Гиппиуса, Александра Чедовича Пиперски, Антона Александровича Сомина, Светлану Анатольевну Бурлак, Владимира Александровича Плунгяна.
1.5. — Что думаешь о высшем образовании по лингвистике? Куда посоветуешь поступать?
— Полагаю, что почти всё, что знаю по специальности, я освоил через самообразование.
Учение в университете — сомнительное предприятие к постижению знаний.
Ещё с третьего курса бакалавриата воспринимаю своё нахождение в системе высшего образования конформистски: «бумажка» даёт статус и оставляет манёвр для карьеры на случай, если моей самозанятости придёт крах.
Где учился я, посмотрите на странице с моей биографией.
Мой отзыв: бакалавриат — говно, магистратура — отличная!
1.6. — Куда можно пойти работать с образованием лингвиста?
Нашли у кого спросить! Мои карьерные достижения ничтожны. Основной доход и главное моё дело — в самозанятости.
Огульные мои думки таковы: большинство людей с лингвистическим образованием из работ по специальности выбирают преподавание или перевод.
Компьютерная лингвистика (мой профиль в бакалавриате) «открывает двери» во что-то околопрограммистское в конторах, вроде Яндекса, Вконтакте, mail.ru, МТС и прч.
Можно найти своё место в армии, ФСБ и иных госструктурах.
Важно: на большинстве современных работ работодатель смотрит на ваши компетенции и опыт работы, но не на диплом.
Убеждён, что если человек после школы не может выбрать путь между высшим образованием и работой, а ВУЗ не служит просто «отмазой» от армии или собственником дешёвого общежития в другом городе, — тогда надо выбирать работу.
Не стоит тратить ценные годы жизни на не пойми что. Качество большинства учебных заведений плачевно. Лучше к 21–23 годам подойти с опытом работы, пониманием рынка, людей, цены вещам — чем без этого, зато с дипломом и самомнением человека с (!!!) высшим образованием.
1.7. — Занимаешься ли ты сейчас преподаванием или репетиторством?
— Нет. И не намерен.
1.8. — Занимаешься ли ты наукой? Ты учёный?
— Нет. Я блогер.
Намерен заняться наукой на закате дней. Пока же мне мало что сказать нового научному миру и другие приоритеты в жизни.
1.9. — Можешь проверить перевод / оценить мою статью / написать отзыв на мою книгу (и т. п.)?
За бесплатно могу посмотреть несколько минут и изложить своё впечатление.
Дело серьёзнее — за деньги.
Могу также предложить обратиться в мой тг-чат со своей просьбой. Может, кто-нибудь там захочет помочь, движим лишь голым энтузиазмом. Там много умных людей сидит.
1.10. — Как ты относишься к мату?
В устной речи и в видео матерюсь редко.
На письме же делаю это охотнее!
Не люблю, когда мат «через слово». Он так теряет свою выразительность. Хотим ли мы, чтобы наш мат в будущем стал так же пресен, как и английский fuck? Я лично — нет.
К государственной цензуре мата отношусь отрицательно. Пускай запрет мата будет частным делом.
1.11. — Что за шрифт, музыка в видео *таком-то*?
См. перечень на этой странице.
2. ИЗУЧЕНИЕ ЯЗЫКОВ, ПИСЬМЕННОСТЬ, ЛИНГВИСТИКА
2.1. — Что посоветуешь почитать о лингвистике новичку?
— См. мою библиотеку: общее языкознание > учебники и вводные работы.
2.2. — Как и за сколько времени можно выучить язык?
— Условимся о том, что значит «выучить».
Положим, это уровни B2–C1 (upper intermediate – advanced).
При верно обставленных занятиях — от полугода до четырёх лет. Зависит от сложности языка, сходства его с родным или иным уже хорошо знакомым языком.
Кажется, все случаи, когда человек годами «учит» язык, но не владеет им так хорошо, как хотел бы — следствие низкой частоты занятий, их несистематизированности, редкой практики.
Лучшая частота занятий — несколько раз в неделю.
Сведения к выучке наизусть следует повторять с учётом кривой забывания.
Верное обустройство занятий — с отбором материала под ваши цели и увлечения,
от частотных фактов языка к редким,
с языковой практикой вне учебной обстановки.
Избегайте преткновений в том, что не делает общение невозможным: неидеальные произношение, орфография, книжная грамматика, исключения из правил и прч.
Если «выучить» язык нужно до т. н. «туристического» уровня (А1–А2, beginner – elementary) или только для чтения, указанные сроки можно ужать в три-четыре раза.
2.3. — Нужна ли сейчас новая реформа русской орфографии? Если да, то какой она должна быть?
— С ХІІІ в. основной принцип русской орфографии — морфологический (фонематический).
Что это значит и какие ещё бывают принципы, справка здесь.
Мне как лингвисту разумным видится только движение к росту морфологичности. Например: ходить > ходити, ищет > исчет, рассыпал > розсыпал, сыграл > съиграл / сьиграл.
Иное — спорно. О всех возможных частностях см. труд «Обзор предложений по усовершенствованию русской орфографии».
Реформы «сверху» не поддерживаю.
Я против государственного вмешательства в правописаный узус.
Пускай новинки письма соревнуются в узусе.
Что закрепится — то и закрепится.
2.4. — Что думаешь о возврате к дореформенной орфографии?
Пусть будут разные системы письма со своими культурными коннотациями.
Так, я много сил потратил на популяризацию дореформенного правописания как активной системы письма. Полагаю, эта работа во многом успешна.
Конечной целью считаю:
• для массового сознания: чтобы дореформенку считали полноценной системой со своими правилами и ещё одной современной русской орфографией;
• для государства: чтобы дореформенку кодифицировали наравне с пореформенкой.
Проводить контрреформу к реформе 1917–1918, учинять замену одного на другое в административно-приказном порядке не следует. Большевикам уподобляться не надобно.
3. ПОЛЬСКИЙ ЯЗЫК И ПОЛЬША
3.1. — Что можешь посоветовать для изучения польского языка?
— Всё, что мог посоветовать, перечислил в начале третьего урока польского.
3.2. — Как и за сколько времени ты выучил польский язык?
— Рассказывал о том подробно в этом видео с 29:04.
3.3. — Был ли ты в Польше? Живёшь / жил ли ты там?
— Был однажды, в 2019. Никогда там не жил и не намерен.
3.4. — Есть ли у тебя польские корни?
— Нет.
Но есть семейная легенда, которую я узнал лишь в 23 года. За что купил — за то продаю:
Моя прапрабабушка Софья в последние годы жизни жила в Брянской области. Знала ли по-польски, неизвестно. И у неё было шляхетское происхождение, которое она скрывала.
Своей дочери, моей прабабушке, признавалась, что, де, сожалела о замужестве за моим прапрадедом, крестьянином. Сожалела, де, потому что не считала его ровней — хотела бы выйти замуж за человека своего сословия. Но, де, поскольку к власти пришли большевики, быть дворянкой и быть замужем за дворянином стало небезопасно. Умерла в 1953.
Эту историю моя прабабушка, её дочь, рассказывала моей матери, своей внучке, в последние недели перед смертью, когда болела.
3.5. — Скажи по опыту общения с поляками: правда ли, что они нас не любят?
Ответ на этот вопрос записан в 2019. Может, ныне всё иначе. Не знаю. Мир стремительно меняется!
— Кажется, это глупость. Большинство людей относится к нам нейтрально.
Мне трудно судить по себе и по своим друзьям, с которыми я ездил в Польшу — ведь мы все знали польский язык. Когда иностранец сам выучил язык твоей страны, притом он не собирается иммигрировать — это само по себе располагает, вызывает уважение.
Впрочем, упомяну пару случаев русофобии.
Моя сетевая знакомка из Польши учила русский язык (2016). Её брат, когда слышал, что она разговаривает со мной, начинал злиться, хлопал дверьми и орал нечто в духе: «Опять она общается с этим русским!».
Один мой польский знакомый выдвинул мне странное требование (2019), которое я отказался выполнять. Тогда он заявил: «Вы, русские — финно-азиатские сволочи, всегда будете нам вредить». В чём был мой ему вред, неясно. С тех пор мы не общаемся.
Полагаю, однако, подобные всплески к иностранцу возможны всегда.
В каждой паре народов найдутся люди, которые способны наладить добрые отношения.
Но и в каждом народе суть те, кто будет предвзят лишь из-за иного этнокультурного происхождения.
Это нормально.
4. СЛАВИСТИКА
4.1. — Можешь посоветовать учебник по старославянскому / церковнославянскому / древнерусскому?
— Условимся о терминах, чтобы вы понимали, чего именно ищете:
• Старославянский — литературный язык, созданный в ІХ в. для христианского богослужения. На нём написан закрытый корпус текстов ІХ–ХІІ вв. южн.-сл. и чешско-моравского происхождения.
• Церковнославянский — книжный язык православных славян и язык богослужения после ХІІ в. Почти в каждой стране сложились свои изводы языка. Тексты на русском изводе ц.-сл. пишут и доныне.
• Древнерусский язык —
А. разговорный язык Древней Руси до ХІѴ в.
(иногда термин продляют и на ХѴ–ХѴІІ вв.).
Всегда был раздроблен на диалекты.
Б. «наддиалектный» древнерусский язык — письменный язык на основе говора древнего Киева.
Существовал в разных регистрах, каждый из которых по-разному соединял по происхождению вост.-сл. и южн.-сл. элементы.
Был престижным вариантом письменного языка на всей Руси до ХІІІ в.
Терминологически невозможно отделить книжные нерелигиозные тексты «на др.-рус. языке» от текстов на «ц.-сл.».
Теперь объясняю специфику книг по этим языкам:
Сложилась такая традиция, что по др.-рус. и ст.-сл. не бывает учебников в том виде, в каком они обыкновенны по живым языкам.
По ц.-сл. иногда встречаются учебники для верующих. Цель этих учебников — научить читать церковные тексты и понимать богослужение.
Остальная литература представляет собой либо грамматический справочник,
либо учебник с преобладанием теоретической информации о языке в духе сравнительно-исторического языкознания.
Такие книги написаны для студентов-филологов.
Книги по истории русского языка после XVII в. обыкновенно называются «История русского литературного языка».
Письменные и разговорные языки западнорусских земель с ХІѴ в. (иногда и раньше) описываются в книгах по истории украинского, белорусского языков.
Далее см. мою библиотеку:
славянское языкознание > учебники и вводные работы: работы, помеченные рыжим кружком.
4.2. — Можешь посоветовать книгу о праславянском языке?
— Также сперва разъясню специфику материала.
Праславянский — реконструированный язык-предок всех славянских.
На праславянском нет ни одного текста, который бы в древности сочинил носитель языка.
Есть книга Ильинского «Праславянская грамматика» … но она вышла в 1916 и с тех пор колоссально устарела.
Есть книга Бирнбаума «Праславянский язык». Посвящена сопоставлению частностей реконструкции у разных авторов.
Много праславянских реконструкций мимоходом приведено в книге по ст.-сл. яз. у Хабургаева.
Я сам пишу книгу о праславянском языке. Чем она отлична от иных, см. во введении.
Определённую информацию о праславянском дают книги из серии «сравнительной грамматики».
Например, книга Бернштейна «Сравнительная грамматика славянских языков».
Дело в том, что если лишь описывать факты реконструированного языка —
это будет по уровню безапелляционности сближаться с изложением правил искусственного языка,
такого, положим, как современный индоевропейский.
Это не наука.
А если же книга зиждется на доказательном материале языков-потомков, почему возможны конкретные реконструкции —
это и будет сравнительная грамматика.
Что до другой литературы о праславянском — снова см. мою библиотеку.
4.3. — Какой современный славянский язык ближе всего к праславянскому?
— Вынес ответ на отдельную страницу.
5. МОЙ КОНТЕНТ, МОЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
5.1. — Когда выйдет следующее видео? О чём оно будет?
— Не знаю. Обещаний не даю и планов не раскрываю.
5.2. — Ты не мог бы снять видео о *том-то*? / Ты не мог бы сделать обзор на ролик *такой-то*?
— Ни разу не бывало, чтоб я принял тему от подписчика и сделал ролик.
Только когда я сам приду к желанию снять такое-то видео, ролик может состояться.
Потому лучше сразу ничего мне не предлагать. Не будет горечи отказа.
Рубрики «видео по заказам» у меня на канале нет даже за деньги.
5.3. — Будут ли ещё видео из серии *такой-то*?
— Точно больше не будет уроков польского.
Видео в формате остальных передач возможны.
5.4. — Будут ли ещё «Напевы»?
— Желание продолжить есть.
Но по некоторым причинам пока проект неактивен.
5.5. — Будут ли ещё очные лекции? Приедешь с лекцией в *такой-то город*?
— Будут. Меня часто приглашают.
Но вообще я не люблю читать лекций. Если не по просьбе хороших друзей, то делаю это лишь ради денег. Потому только за гонорар. Если не в Москве или Петербурге — также дорога и проживание за счёт организаторов.
Новости об открытых лекциях публикую за неделю-другую в своём Телеграм-канале.5.6. — Будут ли ещё стримы на твоём канале?
— Возможно.
Я провожу стримы, если на канале гость, с которым не могу записаться вживую.
Стримить одному не хочу. Не моё.
5.7. — Не думал ли ты сделать что-нибудь совместное с Норбертом с канала «Эколингвист» (Norbert Wierzbicki, «Ecolinguist»)? Может, проведёте стрим?
— Я уже был гостем в одном из его видео.
Правда, в октябре 2020 Норберт закрыл ролик по просьбе другого гостя.
Что-то там психанул парень — подробнее не знаю, в чём дело.
Кроме этого, не знаю, какую совместку мы могли бы сделать.
Кажется, чтó было бы интересно мне, не осилит он. Чтó интересно ему, не нравится мне.
6. ОБЩЕНИЕ СО МНОЙ
6.1. — Куда тебе можно написать? Куда писать лучше?
— Мои контакты:
Телеграм: @MikitkoSynAlexeev
Вконтакте: vk.com/mikitkosynalexeev
Instagram: mikitko_syn_alexeev
Почта: mikitkosynalexeev@gmail.com
Предпочитаю письма от подписчиков получать Вконтакте, предложения по рекламе и сотрудничеству — в Телеграме.
6.2. — Можно ли присылать тебе голосовые сообщения?
— Да.
6.3. — Если ты не отвечаешь, что это значит?
— Если прочёл, но не сразу ответил — это ещё ничего не значит.
Отвечаю от нескольких минут до пары-тройки недель.
То, на что намерен ответить, всегда помечаю непрочитанным.
Если я прочёл, прошло более месяца, а ответа всё нет — его, скорее всего, уже и не будет.
6.4. — На что ты точно не ответишь? За что можешь заблокировать?
• Предложение продать канал. Сразу бан.
• Оскорбления и гадости мне и близким. Тоже бан.
• Болтовня ни о чём, типа: «Привет!», «Как день прошёл?», «Чё интересненького?».
Одно предупреждение, на второй раз — бан.
Для такого общения у вас должны быть свои друзья.
• Просто картинка, видео, пост, статья — без комментария, зачем это мне. Одно предупреждение, на второй раз — бан.
• Одинаковые сообщения, которые отправлены мне по всем каналам связи одновременно.
Я захожу во все места, которые указал выше как контакты.
Спасибо, дублировать не надо.
За такую назойливость — бан.
• Голосовые сообщения с плохим качеством записи.
• Сообщения от людей с моими фото на аватарке.
• Письма на «боярском языке» в духе: «УжЪ Ты гой еси добЪрай молодецЪ МикитЪка сынЪ АлекЪсеевъ!».
• Неприлично длинные письма, которые читать только надо полчаса...
6.5. — Что тебе не нравится в общении с подписчиками?
Не люблю назойливость.
Не надо написывать: «эээй!», «ау!», «ответь пожалуйста!».
Диалогов в потоке не теряю. Отвечу, когда будет удобно.
Если я прямо говорю, что вы написали хуйню, бред, ложь — не надо исходить на говно в ответ или переубеждать меня.
Не надо задавать мне вопрос, чтобы потом со мной спорить.
Мне не интересны споры с незнакомыми людьми в сети.
Не надо начинать переписку так: «Можно Вам задать вопрос?», «Можно спросить Вашего совета?» — зачем этот тупой этикет? Ясен хер, раз личка открыта, задать вопрос можно!
Ни к чему рассыпаться в извинениях, как вы «пишете с кучей ошибок», какой вы «безграмотный» человек. Это выглядит жалко. А ещё так мне сразу ясно, что мои идеи прошли мимо вас.
6.6. — Как к тебе лучше обращаться?
— Некоторые письма начинаются с комичных фраз, вроде: «Здравствуй(те), Микитко (Никита? Никола?) Как мне к тебе (вам? ( Вам?)) обращаться?».
Меня зовут Никита Алексеевич. Я не Николай.
Мне больше нравится обращение на «ты, Микитко» или на «ты, Никита
Алексеевич».
«Ты, Никита» ко мне обращаются только друзья и близкие.
Если уж обращение на вы, пишите с маленькой буквы. Писать с большой — пошлость.
6.7. — Читаешь ли ты комментарии под видео?
— Первые пару дней после выпуска видео. Потом перестаю.
Если вы хотите, чтобы я точно увидел ваши слова или ответил на них, пишите мне лично.
7. МОЯ ВНЕШНОСТЬ
7.1. — Усы настоящие?
— НЕТ бл ть приклеил!
7.2. — Как ты отрастил такие усы?
Обыкновенно этот вопрос задают мужчины с ущербной генетикой.
Женщинам это неинтересно, а мужчинам с хорошей наследственностью и самим всё ясно.
7.3. — Пользовался ли ты чем-нибудь для роста бороды?
— Нет.
7.4. — Используешь ли ты какие-нибудь средства для ухода за бородой и усами?
— Для ухода — нет. Для удобства — воск для усов. Он помогает усам держать форму во влажную погоду, в сухую — не выглядеть растрёпанно.
7.5. — У тебя раньше были такие длинные волосы! Как долго такие растут и зачем ты их срезал?
— Отросли за пять лет со стрижки полубокс.
Срезал по двум причинам:
1.) с короткими волосами проще принимать разные образы для видео;
2.) решил больше соответствовать конвенциональным вкусам женщин.
8. ПОЛИТИКА И УБЕЖДЕНИЯ
8.1. — Кто ты по политическим убеждениям?
— Я называю себя идентаристом.
Иногда на более широкую аудиторию заявляю, что я правый — это звучит понятнее.
Это удобные ярлыки. Пускай будут. Частности — см. ниже.
8.2. — В чём именно заключаются твои взгляды?
Поддерживаю:
• федерализм в России
• свободное ношение оружия, ослабление ст. УК 114.1 ‘о превышении самообороны’
• отмену статей УК 280 ‘о призыве к экстремизму’ и 282 ‘об экстремизме’, КоАП 20.3 ‘о нацистской символике’ и
20.29 ‘об экстремистских материалах’
• отмену ст. УК 148.1 ‘об оскорблении чувств верующих’, КоАП 6.21 'о пропаганде гомосексуализма'
• отмену большинства мер «театра безопасности», откат состояния законов до того, что было хотя бы в нулевые годы
• право организаций на частную дискриминацию по любому признаку
• визовый режим со Средней Азией, пересмотр полученных после 1991 гражданств неславянскими мигрантами на более строгих условиях
• налоговые льготы и приоритет в получении гражданства для русских репатриантов и для белых переселенцев из США, Европы, ЮАР
• устранение национальных республик в России
• переход от призывной армии к контрактной
• отмену ювенальной юстиции
• легализацию лёгких наркотиков, частичную декриминализацию ст. УК 228.1 ‘о хранении наркотиков’
• легализацию эвтаназии
• легализацию проституции
• децентрализацию системы образования, отмену государственных образовательных стандартов, переход от ЕГЭ к внутренним экзаменам у каждого ВУЗа
• легализацию «чёрных копаталей» на том условии, что те будут сотрудничать со специалистами, деятельность будет лицензирована.
Возможно, по английской модели.
Не поддерживаю (те предложения и идеи, которые популярны в правой среде):
• идеи научного расизма, расовую теорию
• шовинизм по отношению к украинцам и белорусам, их культуре или языку
• популяризацию русского языка и культуры в неевропейских странах
• любые законы, которые касаются до регуляции русского языка:
реформы орфографии, ревизию языковых норм, цензуру мата в СМИ, законы о «защите» русского языка
• запрет абортов
• преподавание основ православия в нечастных, нерелигиозных школах
• символическую декоммунизацию в виде организованного сноса памятников,
переименований и прч. борьбы с тем, что связано с культурным наследием СССР,
за исключением возвращения исторических названий и облика
8.3. — Собираешься ли ты в будущем заниматься политикой?
— Нет.
8.4. — Состоишь ли ты в каких-нибудь политических организациях? Собираешься ли куда-нибудь вступить?
— Нет.
Считаю, что у членства в политорганизациях могут быть только две цели: приход к власти и общение с единомышленниками. Первое меня не интересует. Второе мне и так прекрасно удаётся благодаря моей известности.
8.4. — Ты расист? Ты нацист? Ты фашист?
— Нет.
Обратимся к определениям (по Большому энциклопедическому словарю):
Расизм — совокупность концепций, основу которых составляют положения о физической и психической неравноценности человеческих рас
и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру общества, об исконном разделении людей на высшую и низшую расы.
Нацизм — одно из названий германского фашизма.
Фашизм — социально-политические движения, идеологии и государственные режимы тоталитарного типа.
Фашизм опирается на массовую тоталитарную политическую партию и непререкаемый авторитет «вождя», «фюрера».
Тотальный, в т. ч. идеологический, массовый террор, шовинизм, переходящая в геноцид ксенофобия по отношению к «чужим» национальным и социальным группам.
Я не разделяю указанных выше взглядов. Не занимайтесь передёргиваниями и не ведитесь на манипуляции со стороны моих недоброжелателей.
8.5. — Можно ли одновременно заниматься наукой и иметь политические взгляды?
— Можно. Любая политическая позиция у учёного — это нормально.
Плохо, когда идеологизированность влияет на подбор и интерпретацию фактов.
Наука — поиск объективных знаний о действительности.
Политика — преобразование социальной действительности.
И то, и другое нужно человеку. Потребно лишь уметь разделять.
Наш век опасен не тем, что какие-то учёные имеют политические убеждения.
Наш век опасен тем, что большинство учёных имеют одни и те же политические убеждения —
обыкновенно в духе глобалистской лево-либеральной повестки —
но пытаются убедить окружающих, что это просто «общечеловеческие», «нейтральные», «научные» взгляды.
9. МОЯ МУЗЫКА И «NΔПѢβЪ1»
Этот раздел написан в 2019 и с тех пор неактуален, но пока оставлю его здесь.
9.1. — Почему группа называется «NAPEVY», есть ли у этого названия предыстория?
— Изначально группа должна была называться «Напевы стародавних времён», по-русски.
Это название я сочинил для одного несостоявшегося проекта,
который я задумал со своими одноклассником Димитрием и одноклассницей Таней в 2014.
Потом в беседах между нами название сократилось до просто «Напевов».
Мы хотели записывать каверы на песни разных сект, преимущественно старообрядческих. Почти все подобранные песни — это были по форме русские народные песни, разве что на религиозную тематику. Они должны были быть без музыкального сопровождения, акапеллой — потому и напевы.
В 2015 нам стало ясно, что сей прожектец с каверами «накрылся». Слишком сложно. Я не умел ни записывать, ни сводить, а пела из нас троих сносно одна Таня.
Я стал набирать навыки по порядку. Освоил звукосведение — стал записывать совсем другое: теперь это были уже инструментальные записи в электричестве. Брал за основу чужую запись пения и под неё делал аранжировку. Занимался этим уже я один.
В 2016 я увлёкся электронной музыкой.
Название «NΔПѢβЪ1», записанное редкими символами Юникода, отсылает к соответствующей манере именования витчхаузных команд.
Сверх того, оно удачно отражает древнерусское написание слова напевы — NAПѢВЪI,
где N, ЪI — более старые формы современных букв Н, Ы.
β взята с греческой виты, как и большинство других букв кириллицы.
Также в слове исторически была буква ять (Ѣ).
Мне показалось, что при таком раскладе это даже интереснее, чем набор символов, которые подобраны лишь по внешнему подобию.
Однако пришлось использовать и название «NAPEVY» латиницей, чтобы это было под силу ввести от руки и чтобы его могли печатать иностранцы. Да и написание русских слов латиницей — это тоже в традиции многих русских электронных групп.
9.2. — Из кого состоит группа?
— Из меня и моей уже бывшей девушки Марии Скрябиной.
Обсуждаю с ней все нюансы тех треков, где она участвует.
Она пела на моих записях и раньше.
Я же делал ей запись и сведение песен, которые она пела для себя, для родных и друзей.
UPD: в 2019 вышла замуж. В 2020–21 общение сошло на нет. В 2022 уехала из России, родила ребёнка. Совместного творчества, очевидно, более не предвидится.
9.3. — В какой программе ты сводишь?
— Cubase 5.
9.4. — Где ты записываешь песни?
— В своей комнате. Там же, где и снимаю видео.
9.5. — Как тебе пришла идея записывать песни на праславянском языке?
— Не помню уже. Наверное, толчком было знакомство с альбомом «Burzum» на древнеисландском языке — «Umskiptar» (2012).
Изначально, к слову, я думал писать песни только на древнерусском.
Затем я удумал, что интереснее был бы праславянский.
Со временем узнал, что подобные проекты существуют и для других праязыков.
Однако же на праславянском я ничего не встречал, кроме творчества уже своих слушателей.
9.6. — Какие ты знаешь другие похожие проекты?
— О музыкальной форме мне трудно сказать.
Обыкновенно то, что называют похожим на «Напевы», мне таковым не кажется.
Я лучше потом скажу, чем я вдохновлялся — а что откуда пришло, судите сами.
Что до задумки петь на древних или реконструированных языках, знаю несколько проектов:
• собственно метал-альбом «Burzum» — «Umskiptar».
Стихи из «Старшей эдды» на древнеисландском языке;
• «Jagh»: такой мягкий (!) панк на диалектной разновидности
праиндоевропейского, на чём-то среднем между ПИЕ и древнеисландским.
Правда, акцент у певца настолько сильно английский, что на фоне песня может сойти за английскую :-)
а вот ещё какое-то похожее на древнеисландский творчество от той же
группы;
• «Herknungr»: фолк на прагерманском;
• «Nemetios»: фолк на пракельтском;
• «Tverzha»: фолк на вымершем балтийском языке — прусском.
Группа из России, кстати.
9.7. — Какая музыка повлияла на тебя, на стиль «Напевов»?
— Skyforger, Навьи чары, IC3PEAK, Crystal Castles, Kuuraparta, Burzum, Егор Летов, славянские и балтийские народные песни, севернорусская традиция эпического сказительства.