­­ГЛАГОЛЫ. ОБРАЗОВАНИЕ ФОРМ.

Глагольный строй

Глагольный строй делится на три спряжения, пять классов, 14 разрядов и 33 схемы порождения.

Строй делится на три спряжения по тематическим гласным конца основы у форм 3 л. ед. ч. наст. вр.:
I спряжение — тематический гласный -е- (možetь, stanetь);
II спряжение — тематический гласный -i- (nositь, tvoritь);
III спряжение — без гласного (jěstь, dastь).

Строй делится на пять классов по приметам форм настоящего времени:
I класс — глаголы с тематическим -e- (kladetь, žьvetь);
II класс — глаголы с тематическим -е- и суффиксом -n- (netь, dьrznetь);
III класс — глаголы с тематическим -e- и суффиксом -j- (grějetь, padajetь);
IV класс — глаголы с тематическим -i- (nositь, tvoritь);
V класс — глаголы без тематических гласных.

Строй делится на 14 разрядов по способам образования форм настоящего времени в зависимости от конечного звука основы начальной формы глагола.
Слева от «/» — конечные звуки основы начальной формы.
Справа от «/» — конечные звуки перед тематическим гласным в форме 3 л. ед. ч. наст. вр.
1.) = — ничего не меняется.
2.) Г. / С. — гласный меняется на согласный.
3.) s / С. — s меняется на другой согласный.
4.) … / шип. при -tji — при суффиксе начальной формы -tji перед ним появляется шипящий согласный.
5.) a / … — тематический гласный начальной формы а исчезает.
6.) … / С. — появляется согласный.
7.) ǫ / … — ǫ в суффиксе -nǫ- исчезает.
8.) … / j — на конце основы появляется суффикс -j-.
9.) Г.+С.+a / С.+j — сочетание гласного с согласным на конце корня и тематический а меняются на сочетание другого согласного и суффикса -j-.
10.) C. / шип. — ряд согласных конца основы меняется на шипящие.
11.) a / j — тематический а меняется на суффикс -j-.
12.) a / lj — тематический а меняется на суффикс -lj-.
13.) Г. / … — тематический гласный исчезает.
14.) Об основах глаголов V класса см. ниже раздел «неправильные глаголы».

Строй делится на 33 схемы порождения, по которым происходит преобразование начальной формы в форму настоящего времени.

Также можно выделить 12 «неправильных» глаголов, т. е. таких, чьи формы порождаются особыми способами. В этот ряд входят все глаголы V класса, а также некоторые другие.

 

Знание двух основ — начальной формы и формы 3 л. ед. ч. наст. вр. — позволит образовать все остальные формы глагола. О системе времён, залогов, наклонений будет сказано в другом разделе.

спр. — спряжение
inf. — infinitive, начальная форма глагола
pr. — praesens, форма настоящего времени (форма 3 л. ед. ч.)


спр.

класс

разряд

схема

пример

 

 

inf./pr.

Inf.

pr.

inf.

pr.

1

I

=

vezti

vezetь

Г. / С.

ě

oj

pěti

pojetь

ę

ьn

načęti

načьnetь

ę

ьm

vъzętь

vъzьmetь

u

ov

pluti

plovetь

u

ьv

žuti

žьvetь

s / С.

s

d

klasti

kladetь

s

t

plesti

pletetь

s

b

gresti

grebetь

/ шип.
при -tji

(k)č

petji

pečetь

(g)ž

stertji

steržetь

x, š

vьrtji

vьršetь

a /

a

rъvati

rъvetь

/ С.

p

xroti

xropetь

b

zęti

zębetь

d

jьti

jьdetь

II

n

stati

stanetь

ǫ /

ǫ

dьrznǫti

dьrznetь

III

/ j

j

melti

meljetь

Г.+С.+a / С.+j

eva

uj

pljevati

pljujetь

ova

uj

cělovati

cělujetь

ija

ěj

zijati

zějetь

C. / шип.

ka

č

plakati

plačetь

ga

ž

dvigati

dvižetь

xa

š

paxati

pašetь

ska

šč

jьskati

jьščetь

a / j

a

j

česati

česjetь

a / lj

a

lj

drěmati

drěmljetь

2

IV

Г. /

i

traviti

travitь

a

sъpati

sъpitь

ě

vьrtěti

vьrtitь

3

V

особые способы

věděti

věstь

 

Окончания глаголов I спряжения:

 

ед. ч.

мн. ч.

дв. ч.

1 л.

-ǫ

-e

-e

2 л.

-eši

-ete

-eta

3 л.

-e

-ǫtь

-ete

 

Окончания глаголов II спряжения:

 

ед. ч.

мн. ч.

дв. ч.

1 л.

-jǫ / -ljǫ

-i

-i

2 л.

-iši

-ite

-ita

3 л.

-i

-ętь

-ite

 

Окончания глаголов III спряжения:

 

ед. ч.

мн. ч.

дв. ч.

1 л.

-

-

-

2 л.

-si

-te

-ta

3 л.

-

-ętь / -ǫtь

-te

 

Образование форм

Сначала скажем о глаголах I и II спряжения. О глаголах III спряжения см. раздел «неправильные глаголы».

Образование форм настоящего времени предполагает следующий алгоритм:
1. у начальной формы отбрасывается суффикс -ti / -tji;
2. производится изменение основы по одной из 33 схем порождения;
3. ставится тематический гласный, если он предполагается, и суффикс, если он предполагается, по одному из пяти классов;
4. подставляются окончания по одному из трёх спряжений.

Примеры:

bljusti ‘блюсти’ > bljudǫtь ‘они блюдут’:
1.
Bljus-
2.
Bljud- (схема «s / d»)
3. ...
4.
Bljudǫtь (1 спр., форма 3 л. мн. ч.)

pęti ‘пнуть, пинать’ > pьnǫ ‘я пну, пинаю’:
1.
Pę-
2.
Pьn (схема «ę / ьn»)
3. ...
4.
Pьnǫ (1 спр., форма 1 л. ед. ч.)

sъpati ‘спать’ > sъpite ‘вы спите’:
1.
Sъpa-
2.
Sъp- (схема «a/…»)
3.
Sъpi- (класс IV)
3. Sъpite (2 спр., форма 2 л. мн. ч.)

vьrtěti ‘вертеть’ > vertjǫ ‘я верчу’:
1.
Vьrtě-
2.
Vьrt- (схема« ě/…»)
3. ...
4.
Vьrtjǫ (1 спр., форма 1 л. ед. ч.)

 

Дополнительные особенности:

Выбор окончания -jǫ или -ljǫ в IV кл. 1 л. ед. ч. зависит от конечного согласного основы:-ljǫ- в случае p, b, m, v; -jǫ- в остальных случаях:
vertěti ‘вертеть’ — vertjǫ ‘я верчу’;
praviti ‘править’ — pravljǫ ‘я правлю’.

Выбор согласной корня при схеме порождения «… / шип. При -tji» определяется лицом: в 1 л. ед. ч. и 3 л. мн. ч. будут заднеязычные согласные (k, g, x), в остальных формах — шипящие (č, ž, š):
petji ‘печь’ — pekǫ ‘я пеку’ — peči ‘ты печёшь’;
stertji ‘стеречь’ — stergǫtь ‘они стерегут’ — steržemъ ‘мы стережём’.

 

Неправильные глаголы

Глаголы V класса

К V классу, или ІІІ спряжению относятся пять глаголов и производные от них: jьměti ‘иметь’, byti ‘быть’, věděti ‘знать’, dati ‘дать’, jěsti ‘есть, кушать’.

Помимо отсутствия тематического гласного, этим глаголам свойствен особый путь преобразования основы для каждого из глаголов:

осн. нач.ф.

осн. наст. вр.

jьmě-

jьma-

by-

je(s)-

vědě-

(s)-

da-

da(s)

jěs-

(s)-

 

Сначала рассмотрим глагол jьměti

* не путать с глаголами І спр. jęti 'взять' схемы «ę / ьm» и jьmati 'брать' схемы «a / lj» с корневой перегласовкой (см. ниже) «ь / e».

К основе настоящего времени прибавляются окончания III спряжения, с вариантом -ši во 2 л. ед. ч. и -ǫtь в 3 л. мн. ч.:

jьměti — иметь

 

ед. ч.

мн. ч.

дв. ч.

1 л.

jьmamь

jьmamъ

jьma

2 л.

jьmaši

jьmate

jьmata

3 л.

jьmatь

jьmǫtь

jьmate

 

Основы же оставшихся четырёх глаголов меняются в разных формах.
Вариативность создаёт конечный согласный, который во 2 и 3 л. представлен как -s-, кроме 3 л. мн.ч, где он становится -d-; а в формах 1 л. он и вовсе отсутствует.

 

ед. ч.

мн. ч.

дв. ч.

1 л.

основа-

основа-

основа-

2 л.

основа-si

основа-s-te

основа-s-ta

3 л.

основа-s-

основа-d-ętь

основа-s-te

 

věděti — знать

 

ед. ч.

мн. ч.

дв. ч.

1 л.

mь

mъ

2 л.

si

věste

věsta

3 л.

věstь

vědętь

věste

 

dati — дать

 

ед. ч.

мн. ч.

дв. ч.

1 л.

damь

damъ

da

2 л.

dasi

daste

dasta

3 л.

dastь

dadętь

daste

 

jěsti — есть, кушать

 

ед. ч.

мн. ч.

дв. ч.

1 л.

mь

mъ

2 л.

si

jěste

jěsta

3 л.

tь

jědętь

jěste

 

И напоследок — byti, для которого свойственна, наравне с полной jestь, краткая форма 3 л. ед. ч. je и совершенно особая форма с основой s- и окончанием -ǫtь в 3 л. мн. ч.:

byti — быть

 

ед. ч.

мн. ч.

дв. ч.

1 л.

jesmь

jesmъ

jes

2 л.

jesi

jeste

jesta

3 л.

jestь, je

sǫtь

jeste


Форма je ставится при вопросе, при отрицании; в предложении всегда стоит после первого полнозначного слова.
Форма jestь используется в остальных случаях и может быть на любом месте в предложении.

 

Другие неправильные глаголы

Глаголы с корневой перегласовкой:
e / ь:
žetji ‘жечь’ — žьgǫ ‘я жгу’ — žьžete ‘вы жжёте’;
merti ‘умирать’ — mьretь ‘он умирает’ — mьreta ‘они двое умирают’.
ь / e:
jьmati 'брать' — jemljǫ 'я беру' — jemljemъ 'бы берём'

Также есть ещё четыре глагола с особенностями в образовании форм настоящего времени: jěxati ‘ехать’; однокоренные sъrěsti ‘встретить’ и obrěsti ‘обрести’; xъtěti ‘хотеть’.

У глагола jěxati нерегулярное образование основы настоящего времени при первом спряжении:
 jěx- > jěd-: jědǫ ‘я еду’, jědeši ‘ты едешь’ и прч.

У глаголов sъrěsti и obrěsti то же самое:
obrěs- > obrętj-: obrętjetь ‘обретёт’, obrętješi ‘обретёшь’.
Ср. русское «обрящет» вм. «обретёт».

У глагола xъtěti основа наст. вр. — xъtj-, а также формы ед. ч. и дв. ч. спрягаются по первому спряжению, а мн. ч. — по второму:

xǫtěti — хотеть

 

ед. ч.

мн. ч.

дв. ч.

1 л.

xъtjǫ

xъtji

xъtje

2 л.

xъtješi

xъtjete

xъtjeta

3 л.

xъtje

xъtjętь

xъtjete

 


Если вы заметили ошибку, опечатку, огрех вёрстки или если вы хотите подискутировать насчёт точности изложенных здесь реконструкций, пишите мне.

 

 

  • Контакты
  • Мы в соцсетях