ГЛАГОЛЫ. ОБРАЗОВАНИЕ ФОРМ.
Глагольный строй
Глагольный строй делится на три спряжения, пять классов, 14 разрядов и 33 схемы порождения.
Строй делится на три спряжения по тематическим гласным конца основы у форм
3 л. ед. ч. наст. вр.:
I спряжение — тематический гласный -е- (možetь, stanetь);
II спряжение — тематический гласный -i-
(nositь, tvoritь);
III спряжение — без гласного (jěstь, dastь).
Строй делится на пять классов по приметам форм
настоящего времени:
I класс — глаголы с тематическим -e-
(kladetь, žьvetь);
II класс — глаголы с тематическим -е- и суффиксом -n- (děnetь, dьrznetь);
III класс — глаголы с тематическим -e-
и суффиксом -j- (grějetь, padajetь);
IV класс — глаголы с тематическим -i-
(nositь, tvoritь);
V класс — глаголы без тематических гласных.
Строй делится на 14 разрядов по способам образования
форм настоящего времени в зависимости от конечного звука основы начальной формы
глагола.
Слева от «/» — конечные звуки основы начальной формы.
Справа от «/» — конечные звуки перед тематическим гласным в форме 3 л. ед. ч.
наст. вр.
1.) = — ничего не меняется.
2.) Г. / С. — гласный меняется на согласный.
3.) s / С. — s меняется на другой согласный.
4.) … / шип. при -tji — при суффиксе начальной формы -tji перед ним появляется шипящий согласный.
5.) a / … — тематический
гласный начальной формы а исчезает.
6.) … / С. — появляется согласный.
7.) ǫ / … — ǫ в суффиксе -nǫ-
исчезает.
8.) … / j — на конце основы появляется
суффикс -j-.
9.) Г.+С.+a / С.+j — сочетание
гласного с согласным на конце корня и тематический а меняются на
сочетание другого согласного и суффикса -j-.
10.) C. / шип. — ряд согласных конца основы меняется на
шипящие.
11.) a / j
— тематический а меняется на суффикс -j-.
12.) a / lj — тематический а меняется на суффикс
-lj-.
13.) Г. / … — тематический гласный исчезает.
14.) Об основах глаголов V класса см. ниже раздел
«неправильные глаголы».
Строй делится на 33 схемы порождения, по которым происходит преобразование начальной формы в форму настоящего времени.
Также можно выделить 12 «неправильных» глаголов, т. е. таких, чьи формы порождаются особыми способами. В этот ряд входят все глаголы V класса, а также некоторые другие.
Знание двух основ — начальной формы и формы 3 л. ед. ч. наст. вр. — позволит образовать все остальные формы глагола. О системе времён, залогов, наклонений будет сказано в другом разделе.
спр. — спряжение
inf. — infinitive, начальная
форма глагола
pr. — praesens, форма
настоящего времени (форма 3 л. ед. ч.)
Окончания глаголов I спряжения:
|
ед. ч. |
мн. ч. |
дв. ч. |
1 л. |
-ǫ |
-emъ |
-evě |
2 л. |
-eši |
-ete |
-eta |
3 л. |
-etь |
-ǫtь |
-ete |
Окончания глаголов II спряжения:
|
ед. ч. |
мн. ч. |
дв. ч. |
1 л. |
-jǫ / -ljǫ |
-imъ |
-ivě |
2 л. |
-iši |
-ite |
-ita |
3 л. |
-itь |
-ętь |
-ite |
Окончания глаголов III спряжения:
|
ед. ч. |
мн. ч. |
дв. ч. |
1 л. |
-mь |
-mъ |
-vě |
2 л. |
-si |
-te |
-ta |
3 л. |
-tь |
-ętь / -ǫtь |
-te |
Образование форм
Сначала скажем о глаголах I и II спряжения. О глаголах III спряжения см. раздел «неправильные глаголы».
Образование форм настоящего времени предполагает следующий
алгоритм:
1. у начальной формы отбрасывается суффикс -ti / -tji;
2. производится изменение основы по одной из 33 схем порождения;
3. ставится тематический гласный, если он предполагается, и суффикс, если он предполагается, по одному из пяти классов;
4. подставляются окончания по одному из трёх спряжений.
Примеры:
bljusti ‘блюсти’ > bljudǫtь ‘они
блюдут’:
1. Bljus-
2. Bljud- (схема
«s / d»)
3. ...
4. Bljudǫtь (1 спр., форма 3 л.
мн. ч.)
pęti ‘пнуть, пинать’ > pьnǫ ‘я пну, пинаю’:
1. Pę-
2. Pьn (схема «ę
/ ьn»)
3. ...
4. Pьnǫ (1 спр., форма 1 л. ед. ч.)
sъpati ‘спать’ > sъpite ‘вы спите’:
1. Sъpa-
2. Sъp- (схема «a/…»)
3. Sъpi- (класс IV)
3. Sъpite (2 спр., форма 2 л. мн. ч.)
vьrtěti ‘вертеть’ > vertjǫ
‘я верчу’:
1. Vьrtě-
2. Vьrt- (схема«
ě/…»)
3. ...
4. Vьrtjǫ (1 спр., форма 1
л. ед. ч.)
Дополнительные особенности:
Выбор окончания -jǫ или -ljǫ
в IV кл. 1 л. ед. ч. зависит от конечного согласного
основы:-ljǫ- в случае p, b,
m, v; -jǫ- в
остальных случаях:
vertěti
‘вертеть’ — vertjǫ ‘я верчу’;
praviti ‘править’ — pravljǫ ‘я правлю’.
Выбор согласной корня при схеме порождения «… / шип. При
-tji» определяется лицом: в 1 л. ед. ч. и 3 л. мн. ч.
будут заднеязычные согласные (k, g,
x), в остальных формах — шипящие (č, ž,
š):
petji ‘печь’ — pekǫ ‘я пеку’ — pečeši ‘ты
печёшь’;
stertji ‘стеречь’ — stergǫtь
‘они стерегут’ — steržemъ ‘мы стережём’.
Неправильные глаголы
Глаголы V класса
К V классу, или ІІІ спряжению относятся пять глаголов и производные от них: jьměti ‘иметь’, byti ‘быть’, věděti ‘знать’, dati ‘дать’, jěsti ‘есть, кушать’.
Помимо отсутствия тематического гласного, этим глаголам свойствен особый путь преобразования основы для каждого из глаголов:
осн. нач.ф. |
осн. наст. вр. |
jьmě- |
jьma- |
by- |
je(s)- |
vědě- |
vě(s)- |
da- |
da(s) |
jěs- |
jě(s)- |
Сначала рассмотрим глагол jьměti
jьměti — иметь
|
ед. ч. |
мн. ч. |
дв. ч. |
1 л. |
jьmamь |
jьmamъ |
jьmavě |
2 л. |
jьmaši |
jьmate |
jьmata |
3 л. |
jьmatь |
jьmǫtь |
jьmate |
Основы же оставшихся четырёх глаголов меняются в разных
формах.
Вариативность создаёт конечный согласный, который во 2 и 3 л. представлен как
-s-, кроме 3 л. мн.ч, где он становится
-d-; а в формах 1 л. он и вовсе отсутствует.
|
ед. ч. |
мн. ч. |
дв. ч. |
1 л. |
основа-mь |
основа-mъ |
основа-vě |
2 л. |
основа-si |
основа-s-te |
основа-s-ta |
3 л. |
основа-s-tь |
основа-d-ętь |
основа-s-te |
věděti — знать
|
ед. ч. |
мн. ч. |
дв. ч. |
1 л. |
věmь |
věmъ |
věvě |
2 л. |
věsi |
věste |
věsta |
3 л. |
věstь |
vědętь |
věste |
dati — дать
|
ед. ч. |
мн. ч. |
дв. ч. |
1 л. |
damь |
damъ |
davě |
2 л. |
dasi |
daste |
dasta |
3 л. |
dastь |
dadętь |
daste |
jěsti — есть, кушать
|
ед. ч. |
мн. ч. |
дв. ч. |
1 л. |
jěmь |
jěmъ |
jěvě |
2 л. |
jěsi |
jěste |
jěsta |
3 л. |
jětь |
jědętь |
jěste |
И напоследок — byti, для которого свойственна, наравне с полной jestь, краткая форма 3 л. ед. ч. je и совершенно особая форма с основой s- и окончанием -ǫtь в 3 л. мн. ч.:
byti — быть
|
ед. ч. |
мн. ч. |
дв. ч. |
1 л. |
jesmь |
jesmъ |
jesvě |
2 л. |
jesi |
jeste |
jesta |
3 л. |
jestь, je |
sǫtь |
jeste |
Форма je ставится при вопросе, при отрицании; в предложении всегда стоит после первого полнозначного слова.
Форма jestь используется в остальных случаях и может быть на любом месте в предложении.
Другие неправильные глаголы
Глаголы с корневой перегласовкой:
• e / ь:
žetji
‘жечь’ — žьgǫ
‘я жгу’ — žьžete
‘вы жжёте’;
merti ‘умирать’ — mьretь
‘он умирает’ — mьreta ‘они двое умирают’.
• ь / e:
jьmati 'брать' — jemljǫ 'я беру' — jemljemъ 'бы берём'
Также есть ещё четыре глагола с особенностями в образовании форм настоящего времени: jěxati ‘ехать’; однокоренные sъrěsti ‘встретить’ и obrěsti ‘обрести’; xъtěti ‘хотеть’.
У глагола jěxati нерегулярное образование основы настоящего времени
при первом спряжении:
jěx- > jěd-: jědǫ ‘я еду’, jědeši ‘ты едешь’ и
прч.
У глаголов sъrěsti и
obrěsti то же самое:
obrěs- > obrętj-: obrętjetь ‘обретёт’, obrętješi ‘обретёшь’.
Ср. русское «обрящет» вм. «обретёт».
У глагола xъtěti основа наст. вр. — xъtj-, а также формы ед. ч. и дв. ч. спрягаются по первому спряжению, а мн. ч. — по второму:
xǫtěti — хотеть
|
ед. ч. |
мн. ч. |
дв. ч. |
1 л. |
xъtjǫ |
xъtjimъ |
xъtjevě |
2 л. |
xъtješi |
xъtjete |
xъtjeta |
3 л. |
xъtjetь |
xъtjętь |
xъtjete |
Если вы заметили ошибку, опечатку, огрех вёрстки или если вы хотите подискутировать насчёт точности изложенных здесь реконструкций, пишите мне.